Центральная мэрия Парижа — Hôtel de ville

Центральная мэрия Парижа — Hôtel de ville.

Одноименная остановка линий метро № 1, 11.

Отель де виль, мэрия, ратуша. Назовите это здание, как хотите, но главное то, что в нем решаются все жизненно важные вопросы по управлению такой махиной как Париж. Об этом здании написано очень много, так как здесь происходило множество важнейших событий в жизни города. Я, как и многие, конечно повторюсь, ведь не рассказав о них, значит утаить детали, которые решали судьбу не только Парижа, но и всей Франции.

Мост св. Людовика Pont de Saint Louis и Отель дё Виль

Мост св. Людовика
Pont de Saint Louis и Отель дё Виль

 

Мэрия Парижа - Hôtel de ville

Мэрия Парижа — Hôtel de ville

 

История Гревской площади уходит слишком глубоко, чтобы датировать и слишком завязана с самой мэрией, чтобы их разделять. Слово «grève» переводится как наше похоже однокоренное с ним слово «гравий», то есть мелкие камни, в которых не вязнешь как в песке и не достаточно крупные, чтобы свернуть ногу при неосторожном шаге. Площадь состояла из двух частей. Одна плоская, собственно площадь, где собирались люди ожидая случайную работу. Сюда каждое утро приходили работодатели и набирали бригаду на день. Интересно, что слово «забастовка» звучит по-французски « grève», именно отсюда пошла традиция  общих сборов для решения проблем между рабочими и работодателями.

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Отель де виль и Гревская площадь

Вторая половина площади была идеальным пологим спуском к реке, который из покон веков использовался как место для разгрузки судов. Не будем забывать, что на гербе Парижа фигурирует корабль «nef». Кстати слово неф в церковном строительстве значит именно перевернутый вверх дном корпус лодки (однонефная церковь, центральный неф и так далее). Есть также термин «vaisseau» что означает также как корпус корабля и используется в строительстве.

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Герб Парижа с королевскими лилиями на синем фоне и корабль на волнах Сены

Гревская площадь служила местом публичных казней и наказаний а также праздников и фейеверков по поводу побед, свадеб и рождений в королевской семье. Ко всему прочему это было единственное большое открытое пространство в сети узеньких улиц в средневековом городе.

Если посмотреть на старые планы Парижа, то станет ясно что «большое» это очень относительно. Площадь занимала примерно треть или четверть от нынешней.

В 1246 году Людовик святой создал первый орган городского управления, во главе которого стоял «голова» prevôt. Так как в Париже купеческие гильдии заправляли всеми делами и имели действительную власть, соответственно prevôt был в первую очередь купеческий голова. Париж всегда был двуглавым, в нем всегда существовала с одной стороны королевская власть и практически независимая от короля «народная» власть. Возможно отсюда вечное кипение, иногда булькающее где-то тихо в подвалах, иногда как кипящее молоко, выплескивая гнев и уничтожая объект ненависти. Королевская власть осуществлялась через полицейскую, военную структуру, базирующуюся в Шатле.

17 июля 1357 году купеческий голова Этьен Марсель, легендарная личность, которой будет посвящена отдельная страничка, купил за свои средства (за 2880 парижских ливр) Дом на колоннах, в котором стала заседать ассамблея горожан и торговцев, чтобы решать злободневные вопросы управления городом, торговые дела и решить суд. Слово «municipes».

Само здание состояло из двух похожих (одно из них уже принадлежало кузену Марселя), выходящих своими фасадами с треугольного вида верхней частью (щипец) на площадь. Сами дома были приподняты на резные колонны, чтобы защитить внутренние помещения от разливов реки. Отсюда и родилось название Дом на колоннах. Внутри было два дворика, две больших парадных залы, где и заседали правители города, часовня и небольшой городской арсенал на чердаке.
Король Франциск I построил новое более просторное здание вокруг и в 1589 году собственно Дом на колоннах был снесен. Он уже к тому моменту сам разваливался и внешне не отвечал возложенной на него функции.

Современное здание это именно постройка Франциска I, конечно намного расширеная в течении веков. Этот король был очарован итальянским ренессансом и именно он утвердил этот стиль во Франции. До него Карл VIII принес элементы ренессанса на Луару из Итальянских военных походов, но повсеместное рапространение принадлежит именно Франциску.

Строительство началось в 1533 году и закончилось в 1628. Планы здания были созданы итальянским архитектором Домиником Кортонским, которого французы прозвали Боккадором. Первоначально это было центральное двухэтажное здание, вытянутое вдоль площади и два квадратных в плане крыла по бокам. Согласно вкусам эпохи был организован внутренний двор. В таком виде мэрия просуществовала до правления Луи-Филиппа. Он в 1837 году с помощью архитекторов Годд и Лезьё расширил комплекс до нынешнего объема, сохраняя при этом общий стиль французского ренессанса. На данный момент мэрия занимает целый квартал. В нее можно зайти как в любое административное здание. С обратной стороны квартала на улице Лобо есть огромная зала для церемоний. Мне посчастливилось быть приглашенной на церемонию выдачи дипломов. Недалеко от входа в эту часть мэрии в центре залы между парадными лестницами строит конная статуя Карла Мартеля, основателя династии Каролингов, человека, остановившего нашествие арабов со стороны Пиренеев.

Прозвище Мартель произошло от глагола marteler (ковать, бить молотом), так как у Карла была тяжелая рука, когда дела шло о сарацинах.

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Карл (Шарль) Мартель в вестибюле

Витражи на окнах, выходящих во двор, в небольших залах потолки кессоновые (несущая структура в виде шахматной доски) Скульптуры в междуоконных пространствах, в центральном зале зеркальная стена отражает окна. Потолок покрыт лепниной и живописью. Что меня напрягло, это наше присутствие. Несмотря на то, что по случаю все приоделись, но на фоне такого великолепия и шведский стол, и публика смотрелись слишком просто, только интерьер попортили.

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Гербы корпораций шлифовальщиков драгоценных камней и ювелиров на витраже .

Вернемся к нашим овцам.

Трагедия случилась во время Парижской комунны. И опять по вине таких как мы, простолюдин, которые не в состоянии оценить и сохранить то, что когда-то было сделано простыми работягами. Ненависть как известно слепа и уничтожает все без разбора. Ведь не сам король своими холеными ручками вытесывал скульптуры, расписывал потолки или протягивал рельефы, а такие же нищие, вечно голодные и необразованные трудяги, как и сами коммунары. Хотя работа специализированных каменщиков и скульпторов оплачивалась лучше чем многие другие виды деятельности, они все равно оставались нищими и голодными. В 1871 году множество великолепных дворцов и памятников было разбито и сожжено. От мэрии остались черные руины. Сгорела библиотека из 100 тысяч томов, накопленная с XVI века. В ней были уникальные карты и планы, архивы рукописные, первые печатные книги и многое другое. Также пропала великолепная мебель, скульптуры. В парке Монсо находится колоннада, оставшаяся от пожара. После Парижской комунны монархия не была никогда восстановлена, так мы и живем при республике. Очень быстро, городское правительство пожалело о потере (нам эти сожаления также знакомы, не правда ли) и был организован конкурс на восстановление. Был утвержден проект архитекторов Баллю и Деперта. Внешнее убранство было полностью восстановлено согласно Боккадору, а интерьеры переработаны, но тоже в стиле. Всем известно, что восстановить что либо гораздо сложнее, чем сровнять с землей и построить заново. Были найдены гравюры, рисунки и описания, которые и явились основой для ювелирной работы реставраторов. И 30 июня 1882 года новая старая мэрия открылась.

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Одна из лестниц

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Праздничный зал, окнами выходящий на улицу Лубо

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Просто декор одной из арок

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Скульптура зборщицы винограда в междуоконном пространстве

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Если вы подойдете поближе (издалека это просто скульптуры), то в каждой из ниш этажа центрального павильона вы найдете статуи знаменитых поэтов, писателей, ученых, правителей: всех тех, кто отдал свой талант на процветание своей страны. Между прочим, в Лувре по периметру Наполеоновского (где пирамида) двора также вы увидите и прочтете с детства знакомые имена Ришелье, Людовика, Генриха, Лавуазье, Сюлли и других.

В самом центре на уровне крыши можно видеть богато украшенный фронтон с часами, по бокам часов стоят статуи Работы и Образования, рядом полулежа расположены Сена и Марна, две парижских реки. Над часами находится статуя, которая символизирует город Париж. Французское слово город «ville» женского рода, поэтому все скульптуры такого типа представлены в виде женщин.

На самом коньке Боккадоровского павильона установлены шесть бронзовых статуй военных XV века. И как вертикальное завершение любой мэрии прямо по центру стоит обзорная башенка, ранее с колоколом, не знаю, как сейчас.

Центральная мэрия Парижа - Hôtel de ville

Конная статуя городского головы Этьена Марселя.

Между набережной и южным фасадом отгорожен сквер, в котором установлена конная статуя Этьена Марселя. На этом фасаде можно видеть статуи, олицетворяющие науку, историю, искусство. Здесь использованы три канонических ордера – ионический с закрученными волютами, коринфский с корзиной акантовых листьев (сорняк между прочим) и более скромный дорический.

 

Центральная мэрия Парижа — Hôtel de ville: 5 комментариев

  1. Всю статью не читала. Однако заметила, что Вы указали, что Карл Мартель является основателем рода каролингов. Это ошибочно. Каролинги пришли после как Пепин короткий сверг последнего из рода Меровингов. После Пипина к власти приходит его сын Карл великий или Шарлемань (его скульптура на площади перед Нотр Дам). Вот он и дает название от своего имени королевскому роду.Хотя заложил род Пепин короткий. На скульптуре, что в мэрии не Карл Мартель а Этьен Марсель.

    • Здравствуйте, Сауле. Спасибо, что вы были внимательны к моему рассказу и увидели исторические неточности. Вы правы в том что Карл Мартель не король династии каролингов и не его имя она носит, это только совпадение имен. Но он отец Пепина. Политическое влияние, доверие окружающих и военные подвиги отца во многом повлияли на взятие престола франков именно его потомками, а не какими-то другими. Трудно назвать свержением уход со сцены последнего из меровингов. Его просто закрыли в монастыре и обрили. По тем временам потеря волос означала потерю власти. Можно сразу вспомнить историю Самсона, которого потеря волос обессилила. К тому же меровинги уже давно не играли никакой роли, марионетки, вся действительная власть была в руках так называемых по-русски мажордомов maire du palais, каким и являлся Карл Мартель. Кстати, династия меровингов носит имя какого-то мифического предка Хлодвига, отца или деда, а не собственно короля. Что касается статуи, то в мэрии стоит конная статуя Карла Мартеля. Конная статуя Этьена Марселя стоит в сквере, что отделяет фасад мэрии от дороги и набережной. ЕЕ с видно с дороги. Когда много информации, трудно избежать подобных неточностей, не ударившись в слишком занудные углубления. Постараюсь проверять получше. Буду довольна, если вас убедила.

  2. Добрый день. И всё таки разрешите не согласиться. Скульптура Этьена Марселя. Об этом говорит не только внешнее сходство двух скульптур, как снаружи, так и внутри здания, но и изображение герба Парижа бато-кораблей на груди у Этьена Марселя. Герб, Вы, кстати, тоже указываете в одной из фотографии. Этьен был , если по современному, то мэром Парижа в этот период. А Карл Мартель часто изображается в короне, но никак не с гербом Парижа на груди. Насчет волос Вы абсолютно правы. Почти у всех народов сбрить волосы мужчине или потерять пояс войну( ударение на о) равнозначно поражению и позору. Например , у нас у казахов, если войн сдавался, то снимал пояс и клал его себе на шею, что обозначало поражение. В пояс зашивался оберег в письменном или предметном виде.Когда во время реставрации такого пояса в Эрмитаже , в пряжке нашли письмо и Пиатровский давая интервью предположил, что это ,наверное, любовное послание, то это был нонсенс. Ему как специалисту такое непростительно. Или когда на кубке Ивана Грозного говорят ,что гравировка на арабском . Это тоже ошибочно, так как во время правления Ивана Грозного было два государственных языка- старославянский и древний татарский. Ибо А.Никитин свой отчет Ивану Грозному Хождение за три моря делал именно на древнем татарском языке.Вот специалистом такие ошибки непростительны, а нам как любителям можно. Мы же только учимся.Удачи Вам во всем. Уважаю людей жаждущих.

  3. Еще раз здравствуйте. Да , и по поводу свержения. Королей всё таки свергают,даже если их просто бреют и отправляют в монастырь или на казнь, в казематы….Ибо король это не только физическое лицо, а всё таки правитель, даже если номинальный. За ним всегда стоит хоть какая-то армия и какие-то кланы или силы из элиты, которые заинтересованны в его правлений. Однако это моё чисто субъективное мнение. С уважением ваш читатель.

    • Сауле, здравствуйте. Мне интересно, кто вы, где живете и чем занимаетесь. Откуда интерес такой? Я по образованию архитектор, но здесь во Франции работаю совсем в другой области, остался интерес к истории архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *